ТЕХНОЛОГИИ | Пятница, 6 января 2012 г.

Технологии из космоса переходят в автомобили

Множество инноваций аэрокосмической сферы уже перенесены на землю, улучшая, в том числе и автомобили. Уже стали привычными антиблокировочная тормозная система и GPS-навигация, а возникли они изначально как составляющие аэрокосмических программ. Теперь пришло время для широкого использования других космических технологий, в первую очередь предназначенных для производства электроэнергии. 

Одним из примеров являются термоэлектрические генераторы. Как следует из их названия, они преобразуют тепловую энергию в электрическую. Эта технология была опробована в космосе ещё в 1960-х, хотя на космических кораблях тепло, необходимое для работы генератора, создавалось распадом радиоактивных элементов, а не сжиганием ископаемого топлива. 

Теперь автопроизводители ищут способы сократить любые потери тепла в автомобиле и сделать его использование полезным. Ряд ведущих мировых производителей, включая BMW и GM, ведут разработки по использованию термоэлектрических генераторов в качестве элемента выхлопной системы. Цель заключается в том, чтобы снизить общее потребление топлива на 5-10 процентов за счёт компенсации части энергии, необходимой для функционирования бортовой электроники. 

Прототипы теплоэлектрогенераторов (у BMW уже есть готовые разработки генератора, встроенного в систему рециркуляции отработанных газов) работающих за счёт тепла выхлопных газов уже прошли испытания, и, очень вероятно, подобные устройства будут использоваться в серийном производстве уже в этом десятилетии.

Другой космической технологией, которая внедряется в автомобилях, являются водородные электрогенераторы. Такие источники питания обеспечивали электричеством космические станции и корабли многоразового использования (шаттлы).

Водородный генератор основан на преобразовании энергии взаимодействия водорода и кислорода в электричество, при этом «отходами» являются тепло и вода. 

Это действительно хорошее решение для наземного транспорта: из выхлопной трубы будет идти только водяной пар. Пока ещё есть вопросы стоимости (которая интенсивно снижается) и надёжности этих устройств. Кроме того, сейчас пока отсутствует широкая инфраструктура для заправки водородом. 

Использование электротранспорта на водородных генераторах в автопарках, в которых, например, автобусы каждый вечер возвращаются на центральную станцию, имеет большой смысл. Американская компания UTC Power, монопольный поставщик электрогенераторов для космических станций и шаттлов NASA, использует электроавтобусы на водородных генераторах с 1998 года; в прошедшем (2011) году планировалось введение в эксплуатацию ещё 16 моделей электроавтобусов, уже на генераторах нового поколения.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru livejournal.ru google.com yandex.ru

Новые статьи по RSS или e-mail:   

Еще записи по теме